Российская компания «Возрождение» работает в Туркменистане с 2009 года. Туркменистан стал первым (и пока последним) международным рынком, где «Возрождение» осуществило реализацию крупных проектов. В их числе, 17 транспортных развязок транспортного коридора «Восток-Запад», реконструкцию проспекта «Арчабиль», эстакад, кольцевой автодороги в Ашхабаде.

Несколько лет назад компания занялась разработкой своего предложения по строительству сооружений инженерной защиты, призванных обеспечить защиту столицы Туркменистана от угрозы селевых потоков. В СМИ Туркменистана о планах по строительству селеотводных сооружений впервые сообщили в декабре 2012 года.

Для разработки предложения по комплексу селезащитных мер «Возрождение» привлекло проектно-изыскательский институт «Севкавгипроводхоз» из города Пятигорска. Институт является одним из самых крупных проектных организаций в водохозяйственной отрасли России, существующий с 1927 года. Большинство объектов, в проектировании которых принимал участие «Севкавгипроводхоз» расположены на Северном Кавказе, который является самым селеопасным в Российской Федерации.

Концепция инженерных сооружений для защиты Ашхабада от селевых потоков, максимальный расход которых может превышать 300 м3/с, заключается в строительстве дамб, и устройстве с помощью их 8 селехранилищ, в которые будут сводиться 12 селеопасных логов (русел с временным поверхностным стоком) и последующим контролируемым отводом водной составляющей селевых отложений в каналы и водопропускные сооружения.

Дамбы планируется разместить выше основных транспортных коммуникаций и городской застройки, что как отмечается «сведет риск повреждений и экономических потерь урбанизированных территорий от схода селей практически к нулю».

Селезащитная дамба плотинного типа будет представлять собой специально спроектированное сооружение необходимой устойчивой конфигурации, способное единовременно принять селевой сход максимального объема без разрушения и выдержать расчетную сейсмоактивность в 9-9,5 баллов.

Предполагается, что твердые частицы селевых потоков будут оставаться в верхнем бьефе дамбы, а условно чистая вода отфильтровывается и контролируемо сбрасывается через соответствующие сооружения в бетонные каналы.

В последующем после схода воды, осуществляются работы по очистке от накопленной твердой составляющей стока и подготовки сооружения для следующего случая схода селевых потоков.

Концепцией предусмотрено, что расходы водных сбросов, принимаемые в бетонные каналы, шириной по дну 4 м, не будут превышать 4 м3/с, а расчетное время осушения селезащитных сооружений составлять от 2 до 15 суток.

Для отвода воды, поступающей в нижние бьефы селезащитных дамб, предполагается построить более 25 км бетонных каналов.

Водосбросные сооружения будут пропускать через себя и обычный поверхностный сток (после дождей или таяния снега, когда по руслам можно наблюдаться кратковременный поверхностный сток).

Кроме сбросных вод с селехранилищ, предполагается, что водоотводные каналы будут собирать и перехватывать дождевые воды с южных площадей города. Ширина каналов предусматривает последующий проезд техники по ним в эксплуатационный период.

Трассы каналов намечены таким образом, чтобы пропускать воду под дорогами через уже имеющиеся искусственные сооружения (мосты, водопропускные трубы).

Отмечается, что «строительство каналов не повлияет на жизнь города — дороги не будут перекрываться и создавать бытовой дискомфорт».

В местах, где имеющихся сооружений не будет хватать для пикового пропуска воды, закрытым способом будут устроены дополнительные переходы, так же без перекрытия автомобильного движения. В концепции говориться, что «для жителей и гостей города строительство селезащитных сооружений пройдет незаметно».

В юго-западной части Ашхабада водоотведение предлагается осуществлять по сети бетонных каналов, в юго-восточной части комбинированной системой сбросов в бетонные, вновь устраиваемые, каналы, а далее – в имеющееся природное русло, очищенное и экологически реабилитированное.

Вся поступающая вода в итоге будет сбрасываться в существующий Ашхабад-канал.

В рамках работ по строительству предлагаемого комплекса селезащиты предусматривается обновление бетонной облицовки канала от парка «Серховузлы» до Каракум-реки, что позволит довести все воды (селевых потоков и дождевого стока) до существующего водопропускного сооружения (дюкера) под Каракум-рекой, отвести от города опасность затопления его водой, приходящей с предгорий.

При обновлении бетонной облицовки Ашхабад-канала предполагается реконструкция 3 мостов через него: 2-х автомобильных и 1-го железнодорожного.

В концепции отмечается, что в среднем сход селевых потоков в районе Ашхабада отмечается раз в 15-20 лет, а самый катастрофический сель с момента начала наблюдений за селевыми потоками с 1888 года, случился в 1972 году. Были разрушены мосты, а селевой поток принес в город валуны размером до 1 метра. Скорость потока достигала 3 м/с, расход 240 м3/с.

После того случая в 1976 году был построен нагорный канал, который защищал от селевых потоков юго-восточную часть города, принимая паводковые и селевые массы с 7 логов и отводя их за пределы города. Длина канала составляла более 12 км.

Подготовлено по официальным материалам пресс-центра компании «Возрождение»


Материалы по теме:

Защита от селевых потоков. Противоселевые сооружения.

Формирование селе-грязевых потоков в окрестностях Ашхабада