Обратившись к статистике по валовому сбору зерновых по отдельно взятым странам обращает на себя внимание заметная волатильность этого показателя. Даже сегодня, с учетом технологического прогресса, аграрный сектор очень сильно зависит от погодных условий. Заморозки, аномально тёплая и аномально холодная погода, сильные дожди, вот далеко не полный список опасных погодных явлений приносящих ущерб отрасли. Но самая опасная была и остается засуха. Она представляет основную угрозу для богарного земледелия так и для орошаемого.

В России за последние годы самая сильная засуха наблюдалась в 2010 году. Летом этого года Европейскую часть страны словно на время сместили далеко на юг. Даже в центральной полосе жара достигала не ведомых ранее +40. Лесные и торфяные пожары, уничтожающие целые населенные пункты.

Почти 2 месяца погодой на ЕТР заправлял блокирующий антициклон. Циркуляция воздушных масс была такова, что из Центральной Азии регулярно выносился очень жаркий и сухой воздух, который дополнительно прогревался над регионом. Дождей за эти пару месяцев практически не было. В 22 регионах зафиксировали 30 тысяч очагов природных пожаров на площади 1,25 миллиона гектаров.

От засухи пострадали 43 региона России, а потери урожая отмечены на 13 миллионах гектаров. В России в 2010 году был собрано рекордно минимальный урожай, всего 61 миллиона тонн, при том, что для собственного обеспечения требовалось 72 миллиона тонн.

В 2017 году в России наоборот погодные условия были благоприятные. Был собран рекордный урожай зерновых – 135,5 миллионов тонн. Это больше, чем в советское время собирали все 15 республик СССР.

Урожайные и не урожайные годы явление наблюдающееся на протяжении всей человеческой истории. Сегодня человек не в силах предотвратить засуху, но может её предсказать. Но и с этим не все гладко. Увы, долгосрочные прогнозы оставляют желать лучшего. При том, что это совсем не те прогнозы, к которым все привыкли интересуясь прогнозам на предстоящие дни. У этих прогнозов всего два параметра – температура и осадки, а показатели прогноза обывателю могут показаться очень простыми – меньше нормы, в пределах нормы и выше нормы.

Засуха явление, при котором существенно минимизировать потери невозможно. Если регион с орошаемым земледелием, потери к примеру, можно уменьшить путем более рационального использования наличных водных ресурсов. Отрегулировать режим водохранилищ, растянув расход водных ресурсов наиболее оптимально.  Но сделать это можно только при более менее точном прогнозе.

В бассейне Амударьи к примеру, не точные прогнозы приводят к неблагоприятному распределению воды между верховьями и низовьями.

На большей части Центральной Азии земледелие орошаемое. Богарное имеет место быть только в горных районах, но из-за сложных погодных условий, рельефа и множества других причин его вес довольно скромен.

Наименьшим образом богарное земледелие представлено в Туркмении. Единственный регион в стране, где оно имеет значение – это горный Западный Копетдаг. Местные жители на склонах гор и платообразных участках выращивают зерновые, небольшие по площади фруктовые сады и еще меньше виноградники.

Богарные посевы зерновых у подножья гор Сюнта и Хасардага (Туркменистан)

Климатические условия тут заметно мягче, чем в предгорной равнине, но все же рискованные для богарного земледелия. В регионе выпадает от 250 до 400 мм осадков, средняя температура на 5-8 градусов ниже.

Административно – горные районы Гызыл-Арбатского, Кара-Калинского и Бахарденского районов двух областей.

Климатические условия Узбекистана имеют много общего с условиями в Туркменистане. Здесь также, как и в Туркмении абсолютная часть пашни приходится на орошаемые земли, но доля богарного земледелия несколько выше. Земли орошаются водами Амударьи, как и в Туркменистане. Режим остальных рек Сырдарьи, Зеравшана и других схож, так как у всех этих рек истоки в одном регионе.

Согласно данным Госкомстата Узбекистана показатели урожая зерновых в стране по годам имеют различия до 2 миллионов тонн или до +/- 25%.

В 2018 году в регионе наблюдалась засуха, после предыдущих довольно влажных лет, особенно 2017 года. Недостаточный объем осадков наблюдался уже в конце 2017 года, и подобная ситуация преимущественно удерживалась зимой и весной. Весной и в начале лета засуха достигла максимальных значений. Водность рек заметно снизилась, сильно сократился объем воды в водохранилищах, многие исчерпали свой полезный объем.

В период вегетации (с 1 апреля по 1 октября) водность Амударьи составила 37,2 км3, что заметно меньше нормы. Наибольший дефицит воды наблюдался в низовьях в апреле-мае. В Туркменистане во второй декаде мая в низовьях он достигал 63%, у Узбекистане 43-63%.

Водозабор по Узбекистану составил 12,7 км3, при лимите в 16,8 км3, по Туркмении 13 км3, при лимите 15. Тем самым по Узбекистану водообеспеченность составила 76%, Туркменистану 87%.

Урожай зерновых в Узбекистане оказался более, чем на миллион тонн ниже прошлого 2017 года. Было собрано 6,124 миллиона тонн зерна, при 7,29 миллиона тонн в 2017 году. Или -16% от 2017 года.

За последние годы Узбекистан сокращает площади посевов под хлопок, наращивая производство зерна, овощей, фруктов и круп. В перспективе можно предположить, что объем производства этих культур будет расти значительно быстрее, чем хлопка. Хлопок – культура влаголюбивая. В тоже время в стране сохраняется высокий прирост населения, что требует наращивать объем производства продовольствия, а многие культуры экономически более выгодные для экспорта, чем хлопок. Водность рек сокращается, а засухи становятся чаще. На этом фоне сокращение посевных площадей под хлопок выглядит логично.

В Туркменистане наоборот в 2020 году посевы под хлопок увеличили, за счет сокращения площадей зерновых. На хлопок и зерновые приходиться большая часть всей посевной площади.

© МетеоЖурнал