В последние годы всё большею популярность среди российских туристов приобретает Шри-Ланка. Не мало из числа тех, кто работает дистанционно, выбирает её для «зимовок», переезжая в островное государство в период холодной и хмурой российской зимы.

Шри-Ланка привлекает своими пляжами, часть побережья идеально для серфинга, богатой и многообразной природой и конечно же, вечным летом.

В 2024 году островное государство посетило около 202 тысячи российских туристов, больше только из Индии.

***

При такой популярности регулярное авиасообщение между Москвой и Коломбо среди российских авиакомпаний осуществляет только Аэрофлот. Куда больше выбор вариантов с пересадками, через Катар, ОАЭ, Индию, Турцию через стыковочные рейсы Qatar Airways, Flydubai, Air India и другие. Стоимость билетов может очень сильно варьировать, особенно в высокий сезон или в новогодний период.

Я ездил в Шри-Ланку с 27 декабря по 10 января. В мае Аэрофлотом стоимость билетов колебалась от 70 до 98 тысяч (на удобные мне даты я купил за 81), а уже осенью на те же даты – более 280 тысяч рублей. Стоимость кажется космической, но раз продают, значит покупают ….

***

Останавливались мы в двух городах на юго-западном побережье – Велигаме и Хиккадуве. В туристических городках огромное множество вариантов, где остановиться – гостевые дома, виллы, не большие отели. А вот для требовательного к комфорту туристу выбора здесь не так много. Стоимость проживания в среднем стартует от 15$. Стоит быть готовым, что стандарты комфорта, здесь тоже отличаются от привычных нам. В отдельных случаях выгоднее снять виллу, в среднем стоимость, в зависимости от размера, начинается от 300$ за неделю проживания. В низкий сезон цены могут быть ниже.

***

Велигама – по сути деревня, туристическая инфраструктура здесь не так сильно развита, но её пляжи очень популярны у серфингистов, что обеспечивает сюда поток отдыхающих, особенно с октября по март. От аэропорта столицы Коломбо до Велигамы 2,5 часа пути на машине по платной скоростной дороге.

За неделю нахождения в Велигаме, на пляже здешней бухты, не было ни дня без волн. Видимо в зависимости от рельефа дна бухты, характер волн на разных частях пляжа имеет свои особенности. Где-то они больше и сильнее, а где-то более ровные и спокойные.

Здесь комфортный песчаный грунт, достаточно плотный, при ходьбе по которому практически не проваливаешься в песок, за исключением отдельных участков. Все это очень сильно выделяет здешние пляжи этого участка побережья острова, так как на остальных преобладают скальные выходы и коралловые рифы.

***

Хиккадува – популярный туристический город в 60 километрах севернее от Велигамы. Если Велигама один из самых популярных на острове мест серфинга, то Хиккадува славиться своим дайвингом. Туристическая инфраструктура здесь развита порядком выше.

А ещё Хиккадува очень популярна у россиян. Сюда приезжают отдыхать в отпуск и «зимовать» с продолжительным проживанием. При первом посещении здешнего пляжа, я не чуть не преувеличу, сказав, что 70-80% речи вокруг меня была на русском. В городке часто встречается наружная реклама на русском, вывески, в здешних ресторанчиках во многих есть разделы с меню на русском языке.

***

Климат Шри-Ланки – субэквариальный муссонный, в южной части острова ближе к эквариальному. При не столь больших размерах, климатические условия различных регионов острова имеют свои яркие особенности. Например, на северо-востоке и востоке острова из-за муссонов с Бенгальского залива сезон дождей продолжается с октября по март, а в юго-западной части острова с июня по октябрь. Сюда дожди приносит уже муссон с Аравийского моря. В этот период на юго-западных склонах гор может выпадать до 2500 мм осадков.

В остальные периоды года также не обходиться без дождей, но количество выпадающих осадков многократно меньше.

В горных районах, расположенных в центральной и южной части острова свои особенности климата. Температура здесь заметно ниже, чем в приморских низменностях. Средняя минимальная ночная температура в горных районах составляет +16…+20°.

***

Для перемещения по острову общественным транспортом можно воспользоваться поездами, автобусами, а также есть внутренние авиарейсы. Местный транспорт – поезда и автобусы стоит очень дешево, но большого комфорта тоже не предложит. За то прокатиться на местных поездах само по себе для приезжего туриста будет не без интересно.

На поезде мы ездили из Хиккадувы в город Гале, расположенного в 30 километрах южнее, а также не большой участок от города Элла через знаменитый девятиарочный мост. Оба раза поезда сильно опаздывали – до получаса, по всей видимости не стоит рассчитывать на пунктуальность расписания.

На автобусе – обратно из Галле до Хиккадуву. Вообще мне всегда интересно окунуться в местную жизнь в поездках и местный транспорт одна из таких возможностей.

***

Ланкийская национальная кухня очень близка к индийской. В ней преобладает блюда из растительной пищи, практически не используется говядина. Морепродукты в еде используются довольно широко, а вот мясо птицы заметно меньше. Как и для многих азиатских кухонь широко используются различные специи, в том числе острые.

Вариации карри – одно из самых распространенное в местной кухне, с морепродуктами или мясом птицы.

Еще одно популярное местное блюдо – котту роти, которую готовят из рубленной кокосовой лепешки роти смешанную с обжаренными овощами и различными добавками – яйцом, морепродуктами и мясом птицы.  

В меню местной кухни вместе с блюдами выше всегда будет и жаренный рис. Блюдо готовят из предварительно отварного риса, обжаренного в сковороде вок с различными овощами, специями, яйцом, морепродуктами, мясом птицы. Вариаций блюдо очень много.

Свою нишу составляют морепродукты – запеченной рыбы, обжаренных креветок с различными соусами.

Если мое мнение – местная кухня мне показалось довольно простой и даже где-то скудной. Сложно её назвать и отличительной национальной, из-за большой схожести с индийской и отсутствием местных значимых блюд.

В туристических городках стоимость блюд начинается где-то от 350-400 рублей. Стоит отметить низкие цены на морепродукты. Например, килограмм обжаренных креветок стоит от 850-1000 рублей, а лобстер от 2000 рублей. Запеченный красный окунь не большого размера от 700 рублей. Все это из свежего сегодняшнего вылова, а рыбину можно выбрать прямо на месте.

В целом цены в местных заведениях для сравнения, заметно выше, чем, скажем в Таиланде.

***

Шри-Ланка страна, где большинство работающих жителей получают менее 100$ в месяц. Средняя зарплата составляет порядка 20 000 – 25 000 местных шриланкийских рупий или всего 60-70$.

При этом цены на импортные продукты и товары не чуть не ниже, а то и выше, чем, например в Москве. А импортные товары, в такой не большой стране понятное дело преобладают.

В 2022 году страна пережила ощутимый экономический кризис. Периодически могут быть перебои в электроснабжении. В стране дорогое топливо, которое полностью импортное.

***

Природа Шри-Ланки исключительно разнообразна и островное расположение, не чуть её не принижает. Отдых на острове прекрасно подойдёт тем, кто не любит сидеть в отеле.

Мы взяли двухдневную экскурсию, проехав за эти дни порядка 700 километров, оплатив полную стоимость групповой экскурсии. Однако, лучший вариант – индивидуальное путешествие на авто. В отличии от экскурсии турагентств, ты сам определяешь маршрут, комфортно распределяешь время и места посещения. Стоит отметить, что за последние год-два цены на эти услуги заметно выросли. Например, в 2023 году нанять водителя на 5-дневное путешествие стоило бы в районе 300$, то в начале 2025 года – 350-400$ только за 3-дневное.

Наше путешествие стартовало ночью, в районе 02:30. Стоит отметить, что маршрут очень насыщенный, с проездом в день по 200-300 километров, а остановки при этом не продолжительны. Выехав ночью, в отель для ночевки мы приехали только в 9 вечера, то есть – 18,5 часов за день – дорога + остановки. Такой ритм, многим может быть утомительным.

Первая остановка ещё затемно – водопад Раваны. Правда, в ночной темени что-то можно было разглядеть только под свет автомобильных фар.

Далее не продолжительная поездка на поезде через знаменитый девятиарочный мост с посадкой в городе Элла. Как уже отмечал выше, местные поезда могут приходить с очень большой задержкой – до 30 минут.

Элла, расположенная на высоте около 1000 метров над уровнем моря, встретила пасмурной и прохладной погодой, временами шел дождь. Это было ну очень контрастно, с побережьем, где жара за +30° и высокая влажность. По склонам гор стелились языки тумана.   Я как-то не много пожалел, что не взял с собой толстовку, по ощущению было градусов 16-18, хотя ближе к обеду стало вполне комфортно по температуре.

Девятиарочный мост – одна из узнаваемый достопримечательностей Шри-Ланки. Мост выделяется своим внешним видом на фоне ланкийских гор. Построен в 1921 году, без использования металла и бетона, а только камня, кирпича и цемента. Очень популярен у туристов. С основной дороги к нему довезут тук-туки по очень извилистой и узкой дороге по серпантину.

Город Нувара Элия очень контрастный на фоне основной Шри-Ланки. Его называют «маленькой Англией». В застройке города множество зданий колониального периода британской архитектуры.

Город находиться на высоте почти 1900 метров над уровнем моря, у подножья самой высокой горы страны Пидуруталагалы, что накладывает отпечаток на местный климат, который заметно прохладнее, чем на побережье. Большую часть года удерживается комфортная температура в районе +25°, по ночам довольно свежо, порой с понижением температуры до +10°. Типична высокая влажность и частые туманы.

Тем самым, даже климат Нувара-Элии чем-то схож на типично британский.

Нувара-Элия считается чайной столицей страны. Город со всех сторон опоясывают чайные плантации, что в сочетании с окружающими горами, покрытыми лесом, создает впечатляющий ландшафт.

Также, регион основной на острове по выращиванию европейских овощей и фруктов, в том числе клубники.

Часть города выходит к рукотворному озеру Грегори, созданного в 1873 году и занимающего площадь 92 гектара.

Среди достопримечательностей города – парк Виктория и ботанический сад Хакгала.

Было интересно посетить чайную фабрику Bluefield, которая даже сегодня выглядит также, как более 100 лет назад. По сей день некоторые агрегаты и оборудование — того времени, и все это по сей день в рабочем состоянии.

Основная часть населения страны исповедует буддизм, порядка 15% — индуизм, а также есть крупные общины исповедующих ислам и различные христианские ветви.

Храм Сита Амман – не большой индуский храм, в который заехали по дороге. Индуизм исповедуют преимущественно тамилы – вторая по численности народность Цейлона.

Башня Амбулувава, она же храм 4 религий, расположена на вершине горы на высоте 1050 метров, интересна в первую очередь потрясающей панорамой которая здесь открывается. Высота башни – 85 метров.

Сама башня – новострой и довольно грубый касательно архитектуры. На вверх ведёт открытая лестница, при чем, чем выше, тем ширина лестница всё уже и уже, как и почему-то высота ограждения. Становиться так узко, что просто невозможно разойтись двум людям и это при высоте ограждения даже меньше 90 сантиметров (((. Подняться получилось почти до вершины, но не до самой, так как просто невозможно было пройти.

Золотой храм Дамбулла — пещерный буддийский храм I века до н. э., высеченный в скале. Каменный храм спящего Будды является самым крупным пещерным храмом в Южной Азии. Является одним из основным мест паломничества буддистов мира.

Скалы Пидурангала и Сигирия расположенные не далеко друг от друга – огромные отдельно стоящие скалы на фоне равнин, покрытых джунглями.

Сигирия поднимается на высоту 170 метров над окрестностями. На вершине, к которой ведёт извилистая, крутая тропа, расположены руины крепости, построенной в 5 веке нашей эры. Европейцы узнали о крепости только в 1907 году.

В 1982 году Сигирия получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пидурангала находиться не далеко от Сигирии. На вершину ведёт крутая тропа со ступеньками, которая проходит через руины монашеских келен и лежачей статую будды.

Национальный парк Яла расположен на юге острова и является вторым по площади в стране – 979 квадратных километров. Ему уже 125 лет, был основан в 1900 году как заповедник, в 1938 году получил статус национального парка. Очень популярное туристическое место.

Здесь обитает крупная популяция цейлонских слонов, символ парка – цейлонский леопард, а также шри-ланкийский губач, индийский буйвол, крокодилы, олени, кабаны и множество других.

Всего 44 вида пресмыкающихся, 18 видов земноводных, 21 видов пресноводных рыб и 215 видов птиц.

В Ялу сафари устраивается два раза в день – рано утром и после обеда, продолжительностью 4 часа. Утром гораздо выше вероятность увидеть большое количество животных, особенно в жаркий период.

Форт Гале – одна из пяти исторических достопримечательностей Шри-Ланки, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначально крепость была основана португальцами в 1588 году, но после того, как остров заняли голландцы была почти полностью перестроена, и сегодняшний форт – именно голландское архитектурное наследие, а датой основания крепости принято считать 1663 год.

Долгое время Гале являлся крупнейшим портом Цейлона, своего рода морскими воротами острова.

Сегодня форт Гале крупнейшая крепость в Азии, построенная европейцами.

Внутри форта, за его стенами и бастионами сохранилась историческая застройка – узкие улочки с ресторанами, кафе, многочисленными магазинами, офисов банков. Вход в форт свободный.

В форте сохранилась голландская часовня и церковь, построенная англичанами в 1871 году, старая голландская больница, мечеть Миран Джумма, башня с часами 1882 года и Маяк Галле.

Форт, как и значительная часть побережья пострадал из-за цунами 2004 года.