В марте 2019 года сильный селевой паводок на реке Атрек полностью разрушил железнодорожный и автомобильный мосты в районе западнее города Этрек. Затоплены и подтоплены оказались несколько десятков тысяч гектаров территории Прикаспийской низменности. Несколько населенных пунктов оказались полностью отрезаны от «большой земли».

Паводки на Атреке явление частое и не редко носят разрушительный характер. Сама река довольно маловодна, а в районе Этрека летом практически ежегодно пересыхает. В тоже время Атрек имеет обширную водосборную площадь в Туркмено-Хоросанских горах – 27,3 тысячи квадратных километров. В период сильный дождей на водосборной площади формируются мощные паводки с расходом воды в сотни кубических метров в секунду, что десятки раз превосходит средние многолетние значения.

Насыпные дамбы у р. Атрек, перекрывающие сток в низовья по руслу Баба-Силь

В районе города Этрек русло реки выходит из узкого и глубокого оврага-каньона на обширную низменную Прикаспийскую низменность. Скорость течения реки значительно убавляется и наблюдается выпадения наносов из-за выноса с гор большой массы пород. Формирование наносов, заиливание, а следовательно повышение уровня русла реки, многократное уменьшение уклона рельефа местности, создаёт предпосылки для обширных затоплений территорий.

Из-за этих условий образовался правый рукав реки, уводящий паводковые воды на территорию Туркменистана – Баба-Силь. Чтобы паводковые вода не проходили по руслу Баба-Силь ещё в советские времена устраивались земляные дамбы, которые все же периодически прорывало. Длина дамб составляла несколько километров, так как из-за насосов прорыв мог произойти на любом участке.

Введение регулярных работ затруднено из-за того, что земляная дамба устроена практически по линии границы Туркменистана и Ирана, с территории Туркменистана в пограничной зоне, куда вход возможен только по спецпропуску, только в дневное время и только в сопровождении пограничных нарядов. Любые работы в этой зоне требуют согласований, как туркменской, так и иранской стороны, так как могут влить на распределение трансграничных водных ресурсов Атрека, который в регионе единственный источник воды для орошения.

18-20 марта 2019 года в Западном Копетдаге прошли очень сильные дожди. В Казанджике выпало 117 мм осадков за сутки. За всю историю наблюдений за погодой в Туркменистане больше было только в 1963 года в Ходжа-Кале (тоже Западный Копетдаг). А за три дня 176,3 мм осадков, что больше годовой нормы.

В Кара-Кала выпало 92,9 мм осадков, в том числе 51 мм за сутки. В иранском Горгане 83,2 мм, в том числе 71 мм за сутки.

Огромный объем воды выпавший в горах практически моментально превращается в мощные селевые волны. Через некоторое время паводковая волна достигла низовий Атрека, размыла дамбу. Поток воды с расходом в сотни кубических метров в секунду устремился по руслу Баба-Силь. Объем воды существенно превышал объем поймы русла в следствии чего паводковая волна растеклась на огромной площади.

Разрушенный паводком железнодорожный мост. Июль 2019 г.
Мост и участок железнодорожного полотна до разрушения. 2018 год

Паводковые воды полностью разрушили железнодорожный мост через русло Баба-Силь, железной дороги «Казахстан — Туркменистан — Иран» входящий в международный транспортный коридор «Север-Юг».

Примечательно, что мост, как и сама железная дорога были построены всего несколько лет назад в период 2009-2014 годов, данный участок был открыт в декабре 2014 года, менее 5 лет назад. Тем самым очевидно, что при проектировании моста не были в полной мере учтены или просчитаны периодические селевые паводки, хотя имелся огромный архив данных еще с дореволюционных времен – расхода воды, циклов сезонности, данные по паводкам за последние 100-120 лет с максимумами расхода.

Размыв и разрушение видимо произошло из-за того, что пропускная возможность сооружения не соответствовала объемам расхода паводковых вод.

Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран у туркмено-иранского пограничного перехода

Селевой поток не просто разрушил мост, он его «обнулил», он просто перестал существовать физически, что хорошо видно на спутниковых снимках.

Размытый участок автомобильной дороги у г. Этрек. Июль 2019 года
Тот же участок в 2018 году.

В несколько километрах восточнее паводковая волна разрушила автомобильный мост, через все тоже русло Баба-Силь. В данном случае моста через русло не было. Было устроена земляная насыпь, по которой проходила асфальтированная дорога, с устройством пропуска воды через насыпь (это могли быть трубы большого диаметра или пропуски выполненные из железобетона).

Селевой поток размыл насыпь и дорогу на участке длиной около 500 метров.

Из-за размыва насыпи и автомобильной дороги в районе города Этрек, а также аналогичного размыва и разрушения покрытия автомобильной трассы со стороны Эсенгулы полностью отрезанными оказались села Аджияб, Чак-Оюк, Карадегиш, Гидриолум, Ак-Яйла. Из-за разрушения моста оказалось прервано железнодорожное сообщение на этом участке между Туркменистаном и Ираном.

На снимках датируемых 24 июля 2019 года мост не был восстановлен, а активные строительные работы не вились. Судя по снимкам, была устроена земляная насыпь через русло с временным прохождением железнодорожных путей параллельно разрушенного моста.

На размытом участке автодороги Р-15 через русло также была насыпа земляная дамба с прохождением на тот момент грунтовой дороги.

Снимков относительно высокого разрешения после 2019 года в этой местности найти не удалось, из-за чего не ясно как были учтены печальные последствия паводка марта 2019 года в устройстве транспортной инфраструктуры и защитных противопаводковых сооружений.

В настоящее время Россия и Иран обсуждают возможность наращивания объемов перевозки грузов по маршруту «Север-Юг» из-за санкций. Тем самым возможно для железной дороги «Казахстан — Туркменистан — Иран» могут открыться новые перспективы, особенно учитывая, что после открытия маршрут не был загружен даже на 10-20% от проектного пропуска. За 10 месяцев 2018 года объем грузоперевозок составил 1 миллион тонн, при проектной мощности к 2022 году до 15 миллионов тонн.