Фото: Meteojurnal.ru

Крым один из тех регионов, где тесно переплетаются многочисленные культуры. За последние тысячелетия он видал кочевников-скифов, античных греков, римлян, византийцев, славян, мусульман-турок, германцев, итальянцев. На просторах не только России, а всего постсоветского пространства сложно еще назвать примеры такой богатой истории.

В истории региона были периоды, когда совершенно разные культуры соседствовали друг с другом, умещаясь на этом не большом полуострове. Один из таких периодов – средневековье 13-15 веков. В это время в Крыму существовало княжество Феодоро, наследница византийской эпохи, торговые города генуэзцев, остатки древнего германоязычного населения полуострова – готы, к тому времени уже сильно ассимилированные, тюркское население, в 15 веке находящееся под влиянием османов, армян и множества других народов с разной культурой и вероисповеданием. Далеко не всегда мирно, но все эти народы в тот период уживались на площади всего 23 тысяч квадратных километров.

Княжество Феодоро занимало совсем небольшую часть Крыма, преимущественно горную южную часть полуострова. Десятилетиями княжество вело борьбу с генуэзцами за доступ к берегу, а значит к каналу торговли.

История княжества Феодоро для историков остается туманной. До наших дней дошло не так много письменных источников, а многие из дошедших противоречивы.

О первых правителях княжества нет точных сведений даже о периодах правления, достоверно неизвестно о происхождении правящего рода.

Алексий I – первый господин (правитель) Феодоро, о котором достаточно достоверной информации. Известно, что его правление началось в 1411 году и продолжалось 35 лет, до 1446 года.

Столицей и крупнейшим городом княжества являлся Дорос, он же в последующем Феодоро, а после Мангуп-Кале, свою историю берёт с конца 6 века. Это была неприступная крепость на выступе платообразной вершине горы-останца. Доступ в город был возможен только с одной стороны, тогда, как с трёх обрывы до 250 метров. Это делало город крепостью, способной выдержать долгую осаду превосходящих сил.

Первые крепостные укрепления на плато дотируются V веком нашей эры, построенных вероятно готами. В конце VII века город на некоторое время подчиняет себе Хазарский каганат.

С VIII века центр Готской епархии Константинопольского патриархата.

С появлением независимого княжества Феодоро – его столица с аналогичным названием – Феодоро.

Этот не продолжительный по историческим меркам период – период расцвета города. Именно с тех времен до нас дошли почти все немногочисленные сохранившееся архитектурные памятники.

Среди них остатки оборонительных стен, пещерные сооружения различного назначения, церквей (сохранились только фундаменты), главные ворота, княжеский дворец и другие.

После падения Константинополя в 1453 году, а за ним и других византийский государств, маленькое княжество Феодоро еще 22 года смогло продержаться в османо-тюркском окружении.

В 1475 году на престол Феодоро взошел Александр, который имел родственные связи с династиями покорённых османами государств – византийских Палеологов и Трапезундских Комнинов. Турецкий султан Мехмет II Фатих видел в этом угрозу для своей власти над недавно покорёнными народами.

В том же 1475 году османы захватили южный берег Крыма и подошли к Феодоро. Город оборонял 2 тысячный многонациональный гарнизон – феодориты, татары верные свергнутому хану Менгли Герею, молдаване.

Турки имели многократное превосходство и артиллерию.

После нескольких месяцев тяжелой осады город пал, князь Александр попал в плен и отправлен в Константинополь, где был казнён. Город больше никогда не достигал былого развития, став небольшой турецкой крепостью Мангуп.

Население покоренного города турками было почти все истреблено. В последующем здесь селятся репрессированные турками иудеи. Незадолго до перехода Крыма в состав Российской империи, небольшой турецкий гарнизон оставил крепость, которая на тот момент представляла из себя практически руины. Мангуп стал совершенно заброшенным.

До наших дней в окрестностях Мангупа сохранилось старинное караимское кладбище. Караимы, по одной из версий происходят от этнолингвистической или этноконфессиональной группы евреев, исповедовавших иудаизм караимского толка.

С падением Феодоро феодориты, как и все греческое население Крыма подверглись постепенной тюркизации, но сохраняя при этом преимущественно православие или его пережитки.

Как добраться?

Добраться до подножья плато можно без проблем по асфальтированной дороге. Куда проблематичное подняться на вверх.

Есть два варианта – пешим способом и воспользоваться услугами местных жителей, доехать «на джипах». Но необходимо иметь ввиду, что джип — это УАЗ открытого типа с переделанными сиденьями для вместительности. Пеший вариант займёт около часа подъема. Пешая тропа маркирована, длина маршрута 3 километра.

Проезд на «джипах» стоит (год назад) 2000 рублей с человека. Дорога очень пыльная, к этому надо быть готовым. Толщина слоя пыли на дороге местами достигает 15-30 сантиметров. Сама дорога грунтовка, с множеством размывов от пересекающих её временных ручьев и неправильной колеи. Из-за постоянной пыли вся растительность в округе покрыта её толстым слоем.

До села Ходжа-Сала, откуда стартует путь в Мангуп, доехать можно на маршрутном такси с центрального вокзала Бахчисарая или из Севастополя, на своем автомобиле.

Что посмотреть?

В Мангупе главная достопримечательность – это природа и виды, открывающееся с плато. Очень причудливы здешние горы, представляющие из себя платообразные горы – останцы.

На вверху плато сохранилось несколько пещерных комплексов различного назначения, городская цитадель с воротами, ставшие самым узнаваемым объектом Мангупа, развалины древней церкви, от которой сохранилась только фундаментная плита, в таком же виде базилика и княжеский дворец, остатки средневековой крепостной стены, тарапаны для сбора дождевой и талой воды, колодцы.

У подножья расположено село Ходжа-Сала с крымско-татарской самобытностью. Здесь можно перекусить, остановиться в гостинице. Прям возле села водохранилище с плотиной.

Находясь здесь, на вершине горы высотой более 530 метров даже не вериться, что когда-то здесь был город, просуществовавший более 900 лет, в котором в разное время жили народы с совершенно различной культурой – германцы-готы, греки, иудеи, турки, татары.

Возвышались церкви, базилики, дома и княжеский дворец, защищенные городской стеной. Шла бойкая торговля, работали ремесленные мастерские.

Мангуп вот уже почти 250 лет оставлен человеком, став частью здешней природы. А туристов, особенно летом, здесь всегда очень много.

© МетеоЖурнал