Кизыл-Сув или Гызыл-Сув единственный островной населенный пункт Туркменистана. Исторически Гызыл-Сув на острове не находился. Он расположен на южной оконечности Красноводской косы, которая протянулась с северо-запада на юго-восток на несколько десятков километров, отделяя открытое море от Красноводского залива (ныне Туркменбашинский залив).

Судам следующих в Красноводск (с 1993 года – Туркменбаши) в прошлом приходилось обгибать косу, что удлиняло путь. Для решения этой проблемы, в 1962 году через неё в самом узком месте, которое очень удачно находилось в её в верхней части (ближе к Красноводску) был прорыт канал, правильнее сказать пролив шириной порядка 400 метров. Ширина косы в этом месте не превышает 1 километра. Как следствие южная часть косы стала островом, а поселок Гызыл-Сув островным населенным пунктом.

Кизыл-Сув административно не просто поселок. Уже в 1939 году он являлся поселком городского типа, хотя сегодня спустя 82 года здесь мало, что напоминает город. Но для того времени это был крупный населенный пункт, в котором проживало 1026 жителей. Для сравнения в Челекене тогда проживало 3494 человек, а во всем Красноводском районе 9470 жителей. Почти у самого «пролива» находился еще один поселок – Тазебазар, ныне не существующий.

Кизыл-Сув в 1939 году был многонациональным. Здесь проживали туркмены – 623 человека, русские – 355 человек, а также 22 казаха, 12 украинцев, 3 чуваша и даже 1 поляк, 1 эстонец и 1 еврей.

Отмели в окрестностях поселка

Занятость почти всех жителей поселка так или иначе была связана с морем, рыбной ловлей и переработкой рыбы. Здесь действовал свой отдельный рыбокомбинат. Предприятие поселка берет свое начало еще в начале XX века. Оно частично было механизировано, включало цеха по разделке, копчению, солению и маринованию рыбы. Имелся бондарный цех, лёдоделку по выпуску льда для хранения свежей рыбы и небольшую электростанцию.  Однако в последующем с связи с расширением мощностей Красноводского рыбокомбината предприятие было закрыто. Рыболовецкий колхоз «Каспий» имеющий собственный сейнерский парк, являлся одним из самых крупных в Туркменской ССР, снабжая рыбным сырьем Красноводский рыбокомбинат.

В 1937 году в Гызыл-Суве открылася судоремонтная техническая станция, в последующем переименованная в судоремонтную мастерскую, занимающаяся ремонтом малых промысловых судов.

Поселковая школа

Условия жизни в Кизыл-Суве были и остаются не лёгкими. Транспортное сообщение только по морю, как и почти везде на западе Туркменистана дефицит пресной питьевой воды, цены выше средних по стране на продукты, отсутствие постоянного электроснабжения, тяжелые климатические условия, слабо развитая инфраструктура. Уже в советские годы развитие поселка почти не происходит. На протяжении нескольких десятилетий все находилось почти на одном уровне, в частности население. В 80-ые годы прошлого века в Гызыл-Суве проживало 1,1 тысяча человек, почти столько же, что и 40 лет назад. Русское население поселка (напомним в 1939 году – 355 человек) уже в советское время большей частью разъехалось.

В тоже время в поселке всегда была работа – рыболовецкий колхоз и судоремонтная мастерская с верфью.

С развалом СССР жизнь в поселке ухудшилась. В 90-ые годы и в последующем происходит кризис в рыболовецкой отросли Туркменистана. Жители лишаются постоянной работы. В 2000 году судоремонтная мастерская была законсервирована, проработав до этого несколько десятилетий.

В 2007 году предприятие реанимировали, со штатным расписанием всего в 20 сотрудников, но через несколько лет судоремонтная мастерская вновь прекратила функционировать. Сегодня территория предприятия заброшена.

Вся занятость в Гызыл-Суве так или иначе связана с рыбной ловлей

Промышленная добыча рыбы прекратилась. Ловлей рыбы теперь занимались большей частью индивидуально, очень часто браконьерским методом.

Гызыл-Сув сегодня это поселок, не имеющий дорог с твёрдым покрытием, одноэтажные дома на сваях, многим из которых не одно десятилетие.

Катамаран «Чарлак» (Чайка)

В 2013 году для жителей поселка произошло знаменательное событие. В из Красноводска ежедневно стал выполнять рейсы катамаран «Чарлак», построенный при помощи специалистов из Турции в порту Туркменбаши. Вместимость судна – 350 мест. Благодаря нему жителям поселка стало проще добираться до Красноводска, а Гызыл-Сув стали посещать туристы, отдыхающие на каспийском побережье и совершающие на «Чарлаке» прогулочные поездки.

Для жителей поселка посещение поселок туристами дало возможность дополнительного заработка, реализуя прямо у причала рыбу и продукты её переработке, в первую очередь копчённую рыбу.

Кладбище погибших кораблей

Чуть в стороне от поселка самое настоящее кладбище погибших кораблей – печальное свидетельство былого расцвета рыболовства.

В материале использованы данные доклада «Потерянная отрасль: о морском рыболовстве туркмен«.

© МетеоЖурнал