Будучи находясь в Бишкеке, не упустите случая посетить Национальный парк Ала-Арча. Буквально час езды и перед Вами высокогорье с вершинами покрытыми вечными снегами и ледниками.

Немного о месте. Ала-Арча крупное ущелье, длиной по прямой около 30 километров, разрезающее склоны Киргизского хребта. Перепад высот от 1600 метров над уровнем моря до 4860 метров. Название ущелья связано с обилием хвойных деревьев, в первую очередь арчи (можжевельника), но также здесь произрастает сосна, тянь-шаньская ель, лиственница.

В 1976 году был образован Национальный парк Ала-Арча. Площадь парка составляет 17,1 тысячи гектаров, из них 2737 гектаров имеют заповедный статус. Хвойные леса занимают 723 гектара, из которых 519 гектаров приходится на арчевые леса. Около 70 гектаров занимают лиственные леса.

На территории национального парка обитают архар, сибирская косуля, козерог, кабан, лисица, волк, заяц, барсук, горностай, дикобраз, куница; из птиц обычны каменная куропатка, чиль, улар. Из краснокнижных животных встречаются рысь туркестанская, змееяд, беркут, кумай, балобан; из редких видов — снежный барс и гриф.

Ала-Арча –давняя туристическая зона, стала активно развиваться с 1951 года. За это время по территории парка проложено около 150 маршрутов различной сложности.

По ущелью протекает бурная река Ала-Арча, которую питают воды тающих снегов и ледников.

***

Удобнее всего добраться до Ала-Арчи на такси или машине. На сайте парка был указан платный въезд на машине – 700 сомов, но, если я правильно понял по факту, въехать можно только на электромобилях. Если Вы приехали на обычной машине или общественным транспортом, от КПП парка до рекреационной зоны на территории парка можно доехать на бесплатном электротранспорте, который курсирует по наполняемости. Дорога, с отличным асфальтовым покрытием, составляет около 12 километров. Так как на вызов такси у меня приехал электромобиль, я доехал сразу до верхней зоны без высадки. Стоимость такси была в районе 1350 сомов, обратно поездка стоила немного дешевле, в районе 1150 сомов. Доехать вроде также можно на маршрутках №220, 265 от Ошского базара, но такой вариант я не рассматривал, из-за экономии времени, расположения базара в противоположной стороне от места моего проживания и жутких пробок утром и вечером в Бишкеке.

В 12 километрах от КПП на высоте 2100 метров устроена обширная рекреационная зона, включающая несколько гостиниц, коттеджный городок, банкетный зал и ресторан. Здесь же обустроена прогулочная зона.

Мой же маршрут был дальше – вдоль реки вверх по ущелью. Так как я очень давно не ходил в горы, решил идти на лайте. Прохождение 6 километров у меня заняло 3 часа, это с фотографированием, остановками насладиться завораживающими видами – хвойных рощ на фоне исполинских гор и крутых склонов ущелья.

Отдельно хочется сказать о реке – о её бирюзовом цвете воды. Из каждой, даже небольшой боковой расщелины в ущелье из-под куч камней вытекал ручеек, а местами и полноценная речка, несущие талые воды с вершин в реку Ала-Арча.

Вертикальный подъем составил почти 700 метров – с 2100 до 2800 метров над уровнем моря. Дальше ущелье сужалось и было завалено валунами, скальной породой. Здесь же начали встречаться первые снеговые островки – еще не растаявшего снега, а всего в менее километре начиналась линия сплошного снежного покрова.

День был солнечным и довольно жарким, но на высоте 2800 метров погода была уже иной – периодически принимался дуть довольно прохладный склоновый ветер, набежали тучки и временами накрапывал дождь.

Для меня 2800 метров – максимальная высота, на которой я физически когда-либо находился. Ранее, моим «рекордом» была гора Душак под Ашхабадом, на которую по выходным мы ходили с друзьями, но её высота только 2480 метров, правда и вертикальный подъём там был далеко не 700 метров).

А ещё высокогорное солнце. Моё лицо сгорело второй раз, ещё сильнее, чем в первый раз, неделей ранее, в Узбекистане. И такое впервые.

Обратно ноги несли просто сами. Без остановок я даже практически не заметил, как прошел 6 километров, спустившись на 700 метров. Практически сразу сел на небольшой бесплатный электроавтобус, который довёз до КПП.

Мой итог: масса впечатлений от высокогорного ущелья, три сотни фото и видео, 12 километров маршрута и сильно обгоревший нос).