Сегодня, 23 марта отмечается Всемирный день метеорологии. Погода – то, что интересует пожалуй любого из нас. Но работа метеоролога это не только прогнозирование погоды. Фронт работы значительно шире и сегодня с развитием технологий эта работа принимает совершенно новый вид.

Пользуясь случаем хотелось бы поздравить всех работников гидрометеорологической отрасли, синоптиков-любителей с Днём метеорологии!

Так совпало, что в преддверии этого дня, на вопросы «Метеожурнала» письменно любезно ответил Владимир Бровкин, начальник метеорологической службы аэропорта «Крайний» (Байконур, Республика Казахстан, город федерального значения Российской Федерации на правах аренды).

За последние 20 лет Владимир Бровкин внес огромный вклад в развитии сбора, обработки и распространения метеорологической информации в сети, разработал собственные численные модели. Его сайт Meteocenter.asia единственный (по крайне мере мне аналоги не встречались) в Рунете публикующий авиационные прогнозы погоды.

— Владимир, для начала интересно, почему Вы решили стать метеорологом?

Интерес к погоде проявился у меня в очень раннем возрасте (примерно 4-5 лет). Тогда я жил в городе Куйбышев (ныне Самара), там был замечательный Приволжский гидрометцентр (существующий и до сих пор), по областному радио (а оно было включено у нас дома целыми днями) несколько раз в день передавали подробные прогнозы погоды по городу и области, а также обзоры погоды за минувшие сутки. Таким образом, уже в дошкольные годы я ознакомился с терминологией прогнозов погоды, основными метеоэлементами, наблюдаемыми на станциях, и с названиями основных метеостанций региона.

За год до начала занятий в школе, с осени 1977 года, я начал вести дневник наблюдений за погодой, в котором отмечал облачность, осадки, дневную температуру воздуха. Это меня очень увлекло.

В процессе обучения в школе я особенно интересовался естественными науками – сначала природоведением, затем географией, зоологией, астрономией (а помимо школы и  метеорологией), это впоследствии определило выбор вуза. С 1984 по 1988 годы (с 7 по 10 классы школы) вёл любительские наблюдения за погодой в городе Ленинск, ныне Байконур (куда мы переехали в 1981 году). Поначалу знания в области метеорологии получал из популярных книг и энциклопедий, затем стал изучать и профессиональную литературу, заказывая её по почте в ленинградском магазине Гидрометеоиздата.

Наибольший интерес у меня вызвала авиационная метеорология (наблюдения за погодой на аэродромах и разработка прогнозов погоды по аэродромам, маршрутам и районам полётов). Немалую роль сыграло и радиолюбительское увлечение — прослушивание каналов авиационной коротковолновой радиосвязи, что позволило изучить профессиональные форматы передачи фактической погоды и прогнозов, авиационные метеокоды. Школьные годы, прошедшие в небольшом городе среди бескрайних пустынь Казахстана, на всю жизнь привили мне любовь к пустынным ландшафтам, их климату и природе.

В 1988 году я стал студентом Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, специальность «метеорология» (географический факультет). Учёба в СГУ, одном из старейших вузов России, а также самостоятельные занятия в прекрасной университетской библиотеке, позволили сформировать теоретический фундамент в области метеорологии и смежных наук.

В июне 1993 года я получил диплом о высшем образовании, квалификацию «инженер-синоптик» и убыл работать в Оренбургскую область. Местом работы стал небольшой тихий город Бугуруслан, метеостанция (АМСГ), расположенная на территории главного аэродрома Бугурусланского лётного училища гражданской авиации. Первые месяцы практической работы давались, разумеется, нелегко (практика и теория далеко не одно и то же), но постепенно стал приходить опыт, интуиция, всё более глубокое понимание синоптических процессов. Интересным этапом моей работы в Бугуруслане стало взаимодействие со специалистами Приволжского управления по гидрометеорологии по внедрению на АМСГ Бугуруслан системы автоматизированного приёма и передачи метеотелеграмм на основе персонального компьютера (которые тогда только начали появляться в России), при этом использовался отечественный IBM-совместимый компьютер ЕС-1842 (аналог западного х8086).

Весной 1995 года появилась возможность вернуться в любимый город Байконур. Я был призван на действительную военную службу в звании лейтенант, став инженером метеослужбы аэродрома «Крайний». Работа офицера-метеоролога интересная и разносторонняя: помимо функций синоптика-прогнозиста, приходилось выполнять обязанности инженера по ремонту метеоприборов и радиоаппаратуры, порой и функции радиооператора, метеонаблюдателя, а также заниматься делопроизводством, вести обширную рабочую и отчётную документацию. За годы работы на Байконуре мой синоптический опыт несравненно обогатился благодаря существенному отличию среднеазиатских атмосферных процессов от поволжских, а также посредством работы в условиях информационного минимума (очень редкая наблюдательных станций; отсутствие «штормового кольца» и каналов связи с близлежащими метеостанциями, отсутствие станций радиозондирования в радиусе 700 км от точки). С января 1999 года стал начальником метеослужбы аэродрома.

В мае 2000 года истёк пятилетний контракт моего пребывания на действительной военной службе. Я принял решение контракт не продлевать, поскольку считал, что в работе военного метеоролога достиг «потолка» (воинское звание капитан, должность — начальник метеослужбы аэродрома), поэтому хотел попробовать себя на каком-либо новом поприще. С 2001 по 2008 годы работал в различных организациях (первое время в Байконуре, с 2002 года в Самаре), сначала в сфере связи, а затем на должностях веб-мастера и веб-программиста. В свободное от работы время создал и развивал свои метеосайты ( http://meteocenter.asia , http://meteoclub.ru ).

В 2009 году я вернулся в любимый город Байконур, в официальную метеорологию. С тех пор вновь работаю в метеослужбе на аэродроме «Крайний» (он стал гражданским в том же 2009 году), а с 2010 года стал её начальником. За минувшие годы проведена поэтапная реконструкция аэродрома, смонтировано и введено в эксплуатацию современное метеооборудование.

C 2012 года я развиваю свой новый сайт http://meteocenter.asia , на котором размещаю высокодетализированные прогнозы погоды нового поколения на основе различных моделей атмосферы мировых метеорологических центров, при подготовке этих прогнозов используются авторские алгоритмы прогноза облачности, явлений погоды, дальности видимости.

— В последние десятилетия профессия «метеоролог» на постсоветском пространстве стала абсолютно не привлекательной. Основная причина – нищенская зарплата. Такая ситуация и в России, и Украине, Узбекистане и Казахстане. Где-то хуже, где-то чуть лучше, а в целом довольно схоже. Результат отсутствие притока молодежи, основной костяк коллектива сотрудники предпенсионного и пенсионного возраста, которые толи не могут, толи просто не хотят осваивать что-то новое. Консерватизм у руководства метеослужб.

В таких условиях, какое будущее у метеорологических служб постсоветского пространства? Я не утверждаю, это личное мнение, что развития нет, какой-то застой. Как будто бы время в гидрометцентрах остановилось. Сильное отставание от Запада, притом, что в свое время Гидрометцентр СССР был одним из лучших в мире.

Одна из причин этой проблемы в том, что ключевые посты в метеослужбах стран СНГ и в гидрометцентрах заняты зачастую людьми очень преклонного возраста, которые мыслят категориями 1970-80-х годов и не имеют особенного желания изучать и внедрять новые технологии. Возможно, по мере омоложения кадров ситуация изменится к лучшему.

Но кардинального изменения психологии работников государственных метеослужб я не ожидаю. Скорее могу предположить, что в России и других странах СНГ появятся частные метеофирмы (каковых много в США и Западной Европе), которые будут предоставлять пользователям прогнозы погоды, основанные на самых современных технологиях. И этот процесс начался. В России такие фирмы уже существуют, хотя пока в небольшом количестве.

Тут я бы провёл аналогию государственной метеорологии с государственной медициной: она довольно инертна и слабо подвержена развитию, особенно в глубинке (а современная техника и технология сосредоточены в мегаполисах и почти не проникают в отдалённые регионы). Так же и в государственной метеорологии России и других стран СНГ: современные технологии более-менее внедрены в столицах и крупных городах, а чем дальше в провинцию, тем в большей степени используются старые технологии 20 века.

— Больших инвестиций в метеорологическую сферу сегодня ждать не приходится. Как по-Вашему, что можно сегодня сделать для улучшения ситуации учитывая имеющиеся наличные ресурсы? На примере Росгидромета.

Как я уже сказал выше, основная проблема – психологическая. Мысля категориями 20 века, трудно грамотно инвестировать деньги, даже если они есть. Многое зависит от руководящих работников как в центре, так и на местах, в их способности спланировать развитие отрасли. В качестве положительного примера хочу привести «Авиаметтелеком Росгидромета» — головную организацию в России, занимающуюся метеообеспечением гражданской и экспериментальной авиации. В ней активно внедряются современные технологии и в сфере прогнозирования, и в сфере наблюдательной сети. Авиационные метеостанции России оснащены в целом гораздо более совершенным оборудованием, чем неавиационные, и уровень зарплат также ощутимо выше, чем на неавиационных метеостанциях.

— В отдельных региональных подразделениях Росгидромета до сих пор почти не используют численные модели. И не только в России. В 2009 году по данным экспертов Всемирного банка модели вообще не использовали в Гидрометцентре Туркменистана, не было вообще ни одного радиолокатора, а информация о штормовых предупреждениях передавалась в организации и ведомства курьером или по телефону. Планировали, правда, задействовать факс (смайлик). Где-то в 2013-2015 годах ситуация изменилась. В оперативной работе стали использовать ECMWF и COSMO.

Насколько, по-Вашему, сегодня важны данные численных моделей? И особенно локальных, региональных моделей? 

Численные модели атмосферы и прогностические карты погоды сегодня – главный инструмент синоптика (в отличие от 20 века, когда главным инструментом были фактические карты погоды). К сожалению, не все синоптики (и их руководители) это понимают, особенно в глубинке, и порой стараются работать по старинке, «самостоятельно» прогнозируя погоду. В таком случае (я опять проведу аналогию с медициной) синоптик уподобляется врачу, который пытается лечить больного только на основе субъективных симптомов болезни, не используя современные высокотехнологичные методы (анализы, УЗИ, КТ, МРТ и т.д.). Очевидно, результаты и прогнозирования, и лечения при таком подходе будут весьма скромные.

Современные глобальные модели достигли высокого уровня качества и сегодня имеют такое разрешение, какое 5-10 лет назад имели только региональные модели. На настоящем этапе в равнинной местности для работы синоптика вполне достаточно глобальных моделей (тем более что большинство их свободно доступно в сети Интернет). Локальные модели полезно использовать при прогнозе в условиях сложного рельефа (например, Крым, Краснодарский край, республики Северного Кавказа, Курилы, Сахалин, Камчатка, Чукотка).

В Центральной Азии климат меняется быстрее, чем в среднем по планете. Так как я родился в Ашхабаде, мне больше знакома ситуация в этом регионе. Я пример приведу по Ашхабаду, но он кардинально мало отличается от других регионов Центральной Азии. За последние 30 лет средняя годовая температура в городе выросла на 1,09 градуса, если сравнивать средние нормы 1961-1990 г. г. и 1991-2020 г. г. В последние годы теплеет еще быстрее. Даже если предположить, что такой темп роста средней температуры сохранится (что маловероятно) к 2100 году температура вырастет еще на 2,9 градуса. Сегодня по наихудшему сценарию среднемесячная температура января к 2100 может вырасти на 7,4 градуса.

Последние 5 лет летняя жара в Ашхабаде била рекорды. В 2019 году на востоке Туркмении 35 дней подряд максимальная температура ни разу не опускалась ниже 40 градусов. Зимы 2018-2019 г. г. и 2019-2020 г. г. были очень теплыми, в Ашхабаде впервые два года подряд ни разу не выпадал снег. Аналогичная ситуация исходя из пропорциональности к здешним местным климатическим условиям на всей территории Центральной Азии.

Какие последствия это будет иметь? Насколько комфортна будет жизнь людей в регионе с учетом изменившихся климатических условий?

На мой взгляд, климат меняется не линейно, а волнами и циклами. Так что какая-то экстраполяция на долгий срок не имеет особого смысла. Нужно изучать, какие тенденции существуют в разных регионах в разное время года. Например, на огромных пространствах Евразии (включая Среднюю Азию) пик тёплых зим пройден лет в конце 1990-х – начале 2000-х годов, а с 2008 года зимы постепенно холодают (чему примером была и зима 2020/2021 годов):

Конкретно по Приаральскому региону (где находится Байконур) могу сказать, что наряду с похолоданием зим имеется общая тенденция к увеличению увлажнённости. Если в 1950-80-е годы среднегодовая норма количества осадков в Байконуре была 118 мм, то сейчас уже 136 мм. Нередко стали наблюдаться летние месяцы с температурой воздуха ниже нормы (хотя и жаркие месяцы тоже встречаются). Количество пыльных бурь в Приаралье в 1990-е годы снизилось по сравнению с 1950-80 годами в 2-3 раза, и это снижение продолжается и в 21 веке.

Другой пример: в Причерноморье (район Одессы) и на Средней Волге (район Самары), а также на северо-западе Казахстана (район Кустаная) в 1920-1950-х годах были часты жестокие засухи, количество осадков соответствовало сухой степи, а в отдельные годы полупустыне, поэтому растительность была очень бедной. Во второй половине 20 века количество осадков в перечисленных регионах увеличилось более чем в 1,5 раза и соответствует степи и лесостепи, гораздо богаче стала и растительность. При изменении преобладающего количества осадков ландшафт может значительно преобразиться за считанные годы.

По оценкам ряда исследователей, на равнинах Средней Азии (включая Приаралье) до середины 1 тысячелетия нашей эры выпадало гораздо больше осадков, чем сейчас, и местность представляла собой не пустыню, а богатую растительностью степь, в которой паслись огромные стада. Я бы не исключал, что рано или поздно подобный режим увлажнения ещё вернётся в среднеазиатский регион.

— Прогнозы многих мировых центров, прогнозы ВМО сулят осадков меньше нормы весной в Центральной Азии, в первую очередь на юге региона. Прошедшей осенью-зимой их в большинстве месяцев в большинстве районах Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и частично юга Казахстана было меньше нормы. Местами вовсе рекорды. Январь стал самым сухим в Ашхабаде и Самарканде. Ежеквартальные отчеты МКВК фиксируют сток Амударьи меньше прогноза уже 3 месяц.

Можно ли ожидать масштабную засуху по Вашему мнению? В принципе засухи в регионе в разных уголках почти постоянно. Я имею в виду сильную засуху, как в 2011 или в 2018 годах, которые являлись гидрологическими засухами.

Этот вопрос требует отдельного изучения. Опять-таки, режим увлажнения имеет некую цикличность и она нуждается в изучении. Например, в районе Байконура влажные летние сезоны (а лето у нас длится с мая по сентябрь) были в 2002, 2003, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017 годах, сухие в 2005, 2006, 2010, 2011, 2014, 2018, 2019, 2020 годах. То есть и влажные, и сухие годы идут сериями по 2-3 года. Исходя из такой логики нельзя исключать влажное лето у нас в 2021 и 2022 годах 🙂

— Я думаю не только меня, но многих прошедшая зима, а также март удивляли особенностями циркуляции. Сильные морозы сменялись аномальным теплом. К примеру, еще 14 марта в Туркмении было почти -17, в Узбекистане почти -20. А 25 марта на юге Туркменистана прогнозируется до 31-36 градусов жары. С чем по Вашему мнению связана такая волатильность погодных условий?

То, что Вы описываете, наблюдается при меридиональной форме атмосферной циркуляции: где-то засухи (а зимой крепкие морозы), где-то резкие потепления до рекордных значений. Такие синоптические процессы в целом дают гораздо более разнообразную погоду, чем западный (широтный) перенос воздушных масс.

— Это личное мнение, я может некорректен, но для себя обратил внимание на учащение меридиональной циркуляции. Важный фактор – южные циклоны, из-за которых очень тёплый воздух заносит далеко на север, а сильный холод наоборот на юг. И к слову нынешний год тоже очень показательный. В Центральной Азии вновь, могу быть не очень близок к истине, но по личной оценке особенно опасны циклоны из Передней Азии, проходящие по низким траекториям через север и центр Ирана, Афганистана и далее на северо-восток, через Казахстан в Западную Сибирь. Эти циклоны очень часто собирают «букет» опасных явлений – сильные осадки, резкие перепады температуры, сильный ветер.

Очень интересно Ваше мнение по этому вопросу, так как Вы имеете почти 20 лет опыта в оперативной синоптической работе по Центральноазиатскому региону.

Ваши выводы абсолютно верные! Всё описанное связано именно с меридиональной циркуляцией и южными циклонами.

— Владимир, Вы являетесь начальником метеослужбы байконурского аэродрома «Крайний». Интересно узнать об особенностях местных погодных условий для авиации, работы аэропорта.

Наиболее сложные метеоусловия у нас на аэродроме наблюдаются с ноября по март: осадки в разных видах, низкая облачность, иногда гололёд, метели. Сильнее всего влияют на полёты туманы, которые наблюдаются обычно с конца ноября по начало марта. Иногда они длятся сутки непрерывно, что порой приводит к переносу рейсов на следующий день. С апреля по октябрь преобладает сухая солнечная погода, лишь изредка прерываемая кратковременными дождями и грозами. Сильные ветры (порывы 15 м/с и более) у нас бывают довольно часто в течение круглого года, в основном они имеют северо-восточное или восточное направление и связаны с юго-западной периферией малоподвижного антициклона. Иногда бывает сильный юго-западный и западный ветер в зоне холодного фронта и в тыловой части циклона, тогда во второй половине дня и вечером он приносит к нам пыльную мглу с бывшего (высохшего) дна Аральского моря, небо желтеет, горизонтальная видимость падает до 4-5 км, а иногда и до 1500-2000 м.

— Было время, мне часто приходилось летать по Туркмении по работе. И вот я обратил внимание, когда туман с горизонтальной видимостью 500 метров и ниже вылеты задерживали. Насколько это оправдано сегодня? Наверное, техническое обеспечение продвинулось далеко вперед. Какой критерий видимости при тумане по Вашему мнению сегодня актуален для осуществления взлета / посадок авиации? Конечно с возможным сочетанием с другими явлениями.

Современные аэропорты имеют чаще всего минимум для посадки по I категории ИКАО, который составляет 60х550 м (высота принятия решения х видимость на ВПП), то есть посадка возможна при видимости не менее 550 м. В некоторых, наиболее крупных, аэропортах, возможна посадка по II или даже III категории ИКАО, там допустима более низкая видимость.

— Соприкасалась или соприкасается ли ваша работа на аэродроме «Крайний» с деятельностью космодрома «Байконур»? Если да, то очень интересно, как погодные условия влияют на запуски космических ракет, какие погодные явления особенно.

Работа метеослужбы в аэропорту неразрывно связана с работой метеослужбы всего космодрома, мы являемся её составной частью. О влиянии погоды на пуски ракет наша сотрудница написала диссертационную работу, с её авторефератом можно ознакомиться тут:

http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye-sovety/zolotuhina/avtoreferat_zolotuhina_ispr.pdf

2 марта 2021 года исполнилось 65 лет с начала регулярных метеонаблюдений на космодроме Байконур. Более подробно о метеослужбе космодрома можно прочитать в статье, опубликованной в городской газете в 2016 году к 60-летнему юбилею:

http://gazetabaikonur.ru/meteokompleks-stihiya-pod-nablyudenie

И посмотреть снятый тогда же небольшой документальный фильм «Стихия под наблюдением» о метеорологах Байконура:

— В 2001 году Вы запустили свой первый личный сайт о погоде и климате Байконура. Последующие 20 лет Вами проделана просто огромная работа по использованию модельных данных, автоматических прогнозов, декодирования и представления информации в удобном для потребителя формате. А Ваш сайт meteocenter.asia, с автоматическими авиационными прогнозами на основании моделей, вероятно, вообще не имеет аналогов в СНГ. Что мотивировало Вас на эту работу? Возможно, есть планы на будущее в этой работе?

Мотивировала меня потребность улучшить и облегчить работу синоптиков, с одной стороны, а с другой стороны, донести современные модельные прогнозы до широких масс общественности. В метеорологии, как и в связи, существует проблема «последней мили» — нередки ситуации, когда модели заблаговременно выдают подробный прогноз резкого изменения погоды, сильных осадков, метелей, гроз, туманов и прочих неблагоприятных явлений, но синоптики всё это не в полной мере отражают в своих прогнозах (а иногда вообще не отражают). Это касается и неавиационных синоптиков, и авиационных. Порой они находятся в плену субъективных мнений (и это поощряется руководством) и пытаются прогнозировать «самостоятельно», игнорируя модельный прогноз или по крайней мере смягчая его, под лозунгом «я не верю, что погода может так резко измениться». Таким образом, потребитель получает «причёсанный» прогноз, который лишь частично отражает те погодные риски, которые отчётливо видны в модельном прогнозе.

Более того, среди профессиональных метеорологов (особенно на руководящих должностях) распространено мнение, что открытая публикация модельных прогнозов это вредное дело. Мол, модели это информация только для синоптика. Именно он должен разрабатывать прогноз, с учётом личного опыта и мнения, а не слепо доверять моделям. Отчасти это верно, но на практике такой подход приносит больше вреда, чем пользы (кто-то за деревьями не видит леса).

Планы дальнейшего развития сайта, безусловно, есть. Это внедрение на сайт и новых моделей, и новых форматов представления прогнозов, которые будут более наглядными и удобными для пользователей сайта. Вероятно, есть смысл сделать на основе сайта мобильное Android-приложение, сейчас это востребованное направление.

— 16 лет назад Вы создали форум «Метеоклуб». Сегодня он объединяет и позволяет общаться, как людям, для которых метеорология эта специальность, работа, так и для тех, кто ею увлекается как хобби, синоптики-любители. Много ли сегодня людей увлеченных метеорологией? ВКонтакте есть группа «Клуб любителей метеорологии». Когда она мне впервые попалась, я был удивлен числом участников. Сегодня это почти 23,5 тысячи пользователей.

Когда создавался Метеоклуб, было больше людей, глубоко увлечённых метеорологией, интересующихся теоретическими основами науки. Со временем их стало меньше и в Метеоклубе, сейчас это лишь около 150 человек активных участников, и в целом в обществе. Что касается участников погодных групп ВКонтакте, то там общение более поверхностное, на мой взгляд: просто обмен фотоотчётами о текущей погоде, её эмоциональное и вместе с тем немногословное обсуждение. Глубокие исследования и научная теория там практически никому не интересны.

— Метеорологию иногда называют профессией романтиков. Из-за мизерных зарплат в наши дни эта фраза ещё более актуальна, только с негативным оттенком.

Я уверен есть много ребят, еще учащихся в школах, которые увлекаются метеорологией, хотели бы получить образование и работать в этой сфере. Но перспектива зарплаты в 13-18 тысяч рублей многих заставляет выбирать иной трудовой путь в жизни.

Возможно, у Вас есть совет этим ребятам, как найти золотую середину, заниматься любимым делом и получать я не говорю большую, а просто оплату за труд, которая позволяла более-менее вести достойную жизнь. Ведь кто-то идёт по направлению аэрометеорологии, там как правило заработная плата выше, кто-то на военные кафедры, чтобы в последующем работать в подразделениях Минобороны, другие идут работать на арктических станциях.

Как я уже говорил выше, в ближайшие 10-20 лет будет развиваться сеть небольших частных метеофирм в России и других странах СНГ. Там будут востребованы не просто метеорологи, а специалисты широкого профиля, знающие программирование и численные модели атмосферы (тогда как значимость традиционных синоптических методов прогноза постепенно снижается). Да и в центральных учреждениях Росгидромета такие знания повышают шанс на получение хорошей должности.

Я бы рекомендовал молодежи, которая обучается или планирует обучаться в вузах по метеорологическому профилю, уделять особенное внимание информационным технологиям (язык программирования Python, операционная система Linux) и численным моделям атмосферы (особенно мезомасштабным, например WRF). Причём изучать всё это можно не только в стенах вуза, но и в свободное время, поскольку материалов в сети Интернет на эту тему очень много.

Очень полезно изучать и технический английский язык, читать современные западные статьи по метеорологии в оригинале, сначала со словарём, а потом и без него. Знание английского поможет достичь более высокого уровня и в упомянутых выше направлениях (программирование и численные модели атмосферы) и повысит шанс на удачное трудоустройство.

©  МетеоЖурнал