В последние дни новостная лента «Метеожурнала» почти сплошь занята сообщениями о фактически произошедших или прогнозируемых опасных явлениях – жаре, сильном ветре, грозовых ливнях. Неблагоприятные погодные условия чередуют друг друга. Особенно печальная ситуация в многострадальном Чарджоу – после ураганного ветра, который в регионе наблюдается раз в 5-10 лет, а конкретно в городе раз за многие десятилетия, на город обрушились еще и линевые дожди, которые для этой части Туркменистана большая редкость. Сильно пострадавший от ураганного ветра город, подтопило.

Причиной всех этих бед стало чрезмерно активная циклоническая деятельность над Каспием и северным Ираном. За 10 дней в регионе сформировалось 4 (!) циклона. Циклонические вихри имели фронтальное происхождение, возникали на границах соприкосновения разных по своим свойствам воздушных масс. Отсюда такой колоссальный контраст между секторами циклона, от 34-39 в теплом, до 15-20 градусов в холодном и соответственно возникновение условий для формирования штормовых и ураганных ветров.

Прохождение холодных фронтов сопровождалось существенными дождями, так в тылу в 3 из 4 циклонов преобладали влажные воздушные массы преимущественно каспийского происхождения.

Второй год подряд весенние погодные катаклизмы причиняют существенный ущерб. В 2019 году из-за селей и паводков пострадали десятки населенных пунктов в предгорных и горных районах Копетдага, на реках Атрек, Мургап и их притоков.

В нынешнем году природная стихия нанесла существенный урон второму по величине городу Туркменистана. Судя по многочисленным видеокадрам снятых очевидцами, учитывая данные МЧС Узбекистана о размере причиненного ущерба на территории республики, принимая во внимание тот факт, что скорость ветра на территории Туркменистана 27 апреля была выше, чем в Узбекистане (согласно данным Узгидромета), а также то, что основной удар стихия пришелся на крупный город и его окрестности, где проживает больше населения, чем в пострадавших районах Узбекистана, можно говорить, что только в Туркменабаде в той или иной степени повреждены тысячи зданий, повалены сотни опор линий электропередач и связи, повалены или повреждены десятки тысяч деревьев.

Все это раз за разом говорит о том, как важно сегодня заблаговременное прогнозирование опасных погодных явлений и что также важно – конкретика в этих прогнозах. На волне пристального общественного внимания к теме погодных условий, в распоряжении СМИ оказалась копия оповещения о погодном явлении. В соседних странах – Иране, Афганистане, Казахстане и Узбекистане эти оповещения публикуются регулярно, в отдельных разделах на официальных сайтах метеослужб. Но в Туркменистане эта информация предназначенная как бы для общественности, распространяется исключительно только среди строго определенного списка правительственных организаций и ведомств.

Второй момент – содержание этих оповещений:

«Из-за обильных дождей, ожидающихся в велаятах нашей страны и в предгорья соседних стран на юге, 1-2 мая 2020 года ожидается повышение уровня воды реки, протекающих через территории Балканского, Ахалского и Марыйского велаятов, а также возникновение селевых потоков».

Источник: Радио Азатлык

Для понимания, указанный регион — это большая часть Туркменистана – более 310 тысяч квадратных километров. В оповещении ни указания рек или хотя бы более менее конкретного района, где ОЯ ожидается, ни каких данных которые давали бы представление о силе и степени опасности ОЯ (прогнозируемом уровне повышения уровня рек, объема выпавших осадков и т.д.).

Особенно это касается селевых потоков, опасных явлений происходящих как правило на ограниченной территории и приносящих огромный ущерб. Информация в оповещении не несет в себе ни чего, что могло бы помочь в подготовке к угрозе и приведения специальных служб в готовность, а текст дан в произвольной форме.

Росгидромет часто критикуют за бюрократизм и за то, что организация по сей день свою работу выстраивает по устаревшим методикам, со времен СССР. Но те же, оповещения о ОЯ и НУП строго регулируются. В методическом пособии «Наставление по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения» (в них же штормовые предупреждения) регулируются применяемые термины, что важно – формулировки прогноза, в том числе конкретные примеры формулировок прогнозов, также по штормовым предупреждениям.

Почему это важно? В предупреждениях о ОЯ и НУП не допустимо произвольное изложение. Этими прогнозами будут пользоваться большое количество потребителей и здесь важно, чтобы ими оно было верно оценено, степень угрозы. Точные формулировки и применяемые термины дают возможность правильно понимать, чем конкретно грозит опасное явление.

Например, как понимать «повышения уровня рек»? 20 сантиметров – это повышение, но и 3 метра – тоже повышение, а степень угрозы различается в десятки раз. Как понимать «обильных дождей»? 20 мм осадков – обильные дожди, 60 мм – тоже обильные дожди, но степень угрозы, опять-таки в разы выше. Как понимать «возникновение селевых потоков», если район, где они указаны, как ожидаемые это сразу три велаята, хотя в действительности это только горные и предгорные районы занимающие не большую площадь, да и то, даже в них не везде. Если говорить об этом конкретном примере 1-2 мая в Марыйском велаяте, вообще не ожидалось сильных дождей и ни каких селевых потоков здесь быть не могло. А все потому, что дан обобщенный прогноз сразу на три региона.

В продолжении об оценки объема осадков, в терминологии прогнозов погоды, нет вообще термина «обильные дожди». Каждый термин по осадкам подразумевает какое-то количество. К примеру сильный дождь — это 12-49 мм за 12 часов. Очень сильный дождь – более 50 мм за 12 часов и т. д.

Этот количественный показатель к термину и дает правильное понимание и трактование применяемых формулировок и терминов в прогнозах погоды.